Неточные совпадения
Городничий. Я здесь напишу. (Пишет и в то
же время говорит про себя.)
А вот посмотрим, как пойдет дело после фриштика да бутылки толстобрюшки! Да есть у нас губернская мадера: неказиста на вид,
а слона повалит с ног. Только бы мне узнать,
что он такое и в какой мере нужно его опасаться. (Написавши, отдает Добчинскому, который подходит к двери, но в это время дверь обрывается и подслушивавший с другой стороны Бобчинский летит вместе с нею на сцену. Все издают восклицания. Бобчинский подымается.)
Анна Андреевна. Ну да, Добчинский, теперь я вижу, — из
чего же ты споришь? (Кричит в окно.)Скорей, скорей! вы тихо идете. Ну
что, где они?
А? Да говорите
же оттуда — все равно.
Что? очень строгий?
А?
А муж, муж? (Немного отступя от окна, с досадою.)Такой глупый: до тех пор, пока не войдет в комнату, ничего не расскажет!
— Да
чем же ситцы красные
Тут провинились, матушка?
Ума не приложу! —
«
А ситцы те французские —
Собачьей кровью крашены!
Ну… поняла теперь...
«
А чья
же?»
— Нашей вотчины.
«
Чего же он тут су́ется?
Ин вы у Бога нелюди...
Пришел дьячок уволенный,
Тощой, как спичка серная,
И лясы распустил,
Что счастие не в пажитях,
Не в соболях, не в золоте,
Не в дорогих камнях.
«
А в
чем же?»
— В благодушестве!
Пределы есть владениям
Господ, вельмож, царей земных,
А мудрого владение —
Весь вертоград Христов!
Коль обогреет солнышко
Да пропущу косушечку,
Так вот и счастлив я! —
«
А где возьмешь косушечку?»
— Да вы
же дать сулилися…
И драли
же! покудова
Не перестали лаяться,
А мужику не лаяться —
Едино
что молчать.
Пошли порядки старые!
Последышу-то нашему,
Как на беду, приказаны
Прогулки.
Что ни день,
Через деревню катится
Рессорная колясочка:
Вставай! картуз долой!
Бог весть с
чего накинется,
Бранит, корит; с угрозою
Подступит — ты молчи!
Увидит в поле пахаря
И за его
же полосу
Облает: и лентяи-то,
И лежебоки мы!
А полоса сработана,
Как никогда на барина
Не работал мужик,
Да невдомек Последышу,
Что уж давно не барская,
А наша полоса!
—
А в
чем же? шутишь, друг!
Дрянь,
что ли, сбыть желательно?
А мы куда с ней денемся?
Шалишь! Перед крестьянином
Все генералы равные,
Как шишки на ели:
Чтобы продать плюгавого...
«
Чего же он куражится?
Теперь порядки новые.
А он дурит по-старому:
Сенцо сухим-сухохонько —
Велел пересушить...
Г-жа Простакова. Ты
же еще, старая ведьма, и разревелась. Поди, накорми их с собою,
а после обеда тотчас опять сюда. (К Митрофану.) Пойдем со мною, Митрофанушка. Я тебя из глаз теперь не выпущу. Как скажу я тебе нещечко, так пожить на свете слюбится. Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря Бога, столько уже смыслишь,
что и сам взведешь деточек. (К Еремеевне.) С братцем переведаюсь не по-твоему. Пусть
же все добрые люди увидят,
что мама и
что мать родная. (Отходит с Митрофаном.)
Милон. Я подвергал ее, как прочие. Тут храбрость была такое качество сердца, какое солдату велит иметь начальник,
а офицеру честь. Признаюсь вам искренно,
что показать прямой неустрашимости не имел я еще никакого случая, испытать
же себя сердечно желаю.
Скотинин. Ох, братец, друг ты мой сердешный! Со мною чудеса творятся. Сестрица моя вывезла меня скоро-наскоро из моей деревни в свою,
а коли так
же проворно вывезет меня из своей деревни в мою, то могу пред целым светом по чистой совести сказать: ездил я ни по
что, привез ничего.
Скотинин.
А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом,
а всякий убыток,
чем за ним ходить, сдеру с своих
же крестьян, так и концы в воду.
— И так это меня обидело, — продолжала она, всхлипывая, — уж и не знаю как!"За
что же, мол, ты бога-то обидел?" — говорю я ему.
А он не то чтобы
что, плюнул мне прямо в глаза:"Утрись, говорит, может, будешь видеть", — и был таков.
Ибо желать следует только того,
что к достижению возможно; ежели
же будешь желать недостижимого, как, например, укрощения стихий, прекращения течения времени и подобного, то сим градоначальническую власть не токмо не возвысишь,
а наипаче сконфузишь.
—
Что же! — возражали они, — нам глупый-то князь, пожалуй, еще лучше будет! Сейчас мы ему коврижку в руки: жуй,
а нас не замай!
Но происшествие это было важно в том отношении,
что если прежде у Грустилова еще были кое-какие сомнения насчет предстоящего ему образа действия, то с этой минуты они совершенно исчезли. Вечером того
же дня он назначил Парамошу инспектором глуповских училищ,
а другому юродивому, Яшеньке, предоставил кафедру философии, которую нарочно для него создал в уездном училище. Сам
же усердно принялся за сочинение трактата:"О восхищениях благочестивой души".
Утвердившись таким образом в самом центре, единомыслие градоначальническое неминуемо повлечет за собой и единомыслие всеобщее. Всякий обыватель, уразумев,
что градоначальники:
а) распоряжаются единомысленно, б) палят также единомысленно, — будет единомысленно
же и изготовляться к воспринятию сих мероприятий. Ибо от такого единомыслия некуда будет им деваться. Не будет, следственно, ни свары, ни розни,
а будут распоряжения и пальба повсеместная.
Изложив таким манером нечто в свое извинение, не могу не присовокупить,
что родной наш город Глупов, производя обширную торговлю квасом, печенкой и вареными яйцами, имеет три реки и, в согласность древнему Риму, на семи горах построен, на коих в гололедицу великое множество экипажей ломается и столь
же бесчисленно лошадей побивается. Разница в том только состоит,
что в Риме сияло нечестие,
а у нас — благочестие, Рим заражало буйство,
а нас — кротость, в Риме бушевала подлая чернь,
а у нас — начальники.
Потом пошли к модному заведению француженки, девицы де Сан-Кюлот (в Глупове она была известна под именем Устиньи Протасьевны Трубочистихи; впоследствии
же оказалась сестрою Марата [Марат в то время не был известен; ошибку эту, впрочем, можно объяснить тем,
что события описывались «Летописцем», по-видимому, не по горячим следам,
а несколько лет спустя.
Но к полудню слухи сделались еще тревожнее. События следовали за событиями с быстротою неимоверною. В пригородной солдатской слободе объявилась еще претендентша, Дунька Толстопятая,
а в стрелецкой слободе такую
же претензию заявила Матренка Ноздря. Обе основывали свои права на том,
что и они не раз бывали у градоначальников «для лакомства». Таким образом, приходилось отражать уже не одну,
а разом трех претендентш.
Но сие
же самое соответствие, с другой стороны, служит и не малым, для летописателя, облегчением. Ибо в
чем состоит, собственно, задача его? В том ли, чтобы критиковать или порицать? Нет, не в том. В том ли, чтобы рассуждать? Нет, и не в этом. В
чем же?
А в том, легкодумный вольнодумец, чтобы быть лишь изобразителем означенного соответствия и об оном предать потомству в надлежащее назидание.
Смотритель подумал с минуту и отвечал,
что в истории многое покрыто мраком; но
что был, однако
же, некто Карл Простодушный, который имел на плечах хотя и не порожний, но все равно как бы порожний сосуд,
а войны вел и трактаты заключал.
За все это он получал деньги по справочным ценам, которые сам
же сочинял,
а так как для Мальки, Нельки и прочих время было горячее и считать деньги некогда, то расчеты кончались тем,
что он запускал руку в мешок и таскал оттуда пригоршнями.
Тут
же, кстати, он доведался,
что глуповцы, по упущению, совсем отстали от употребления горчицы,
а потому на первый раз ограничился тем,
что объявил это употребление обязательным; в наказание
же за ослушание прибавил еще прованское масло. И в то
же время положил в сердце своем: дотоле не класть оружия, доколе в городе останется хоть один недоумевающий.
Больше ничего от него не могли добиться, потому
что, выговоривши свою нескладицу, юродивый тотчас
же скрылся (точно сквозь землю пропал!),
а задержать блаженного никто не посмел. Тем не меньше старики задумались.
Очевидно,
что когда эти две энергии встречаются, то из этого всегда происходит нечто весьма любопытное. Нет бунта, но и покорности настоящей нет. Есть что-то среднее,
чему мы видали примеры при крепостном праве. Бывало, попадется барыне таракан в супе, призовет она повара и велит того таракана съесть. Возьмет повар таракана в рот, видимым образом жует его,
а глотать не глотает. Точно так
же было и с глуповцами: жевали они довольно,
а глотать не глотали.
Восхищение начальством!
что значит восхищение начальством? Это значит такое оным восхищение, которое в то
же время допускает и возможность оным невосхищения!
А отсюда до революции — один шаг!
— Ну, старички, — сказал он обывателям, — давайте жить мирно. Не трогайте вы меня,
а я вас не трону. Сажайте и сейте, ешьте и пейте, заводите фабрики и заводы —
что же-с! Все это вам
же на пользу-с! По мне, даже монументы воздвигайте — я и в этом препятствовать не стану! Только с огнем, ради Христа, осторожнее обращайтесь, потому
что тут недолго и до греха. Имущества свои попалите, сами погорите —
что хорошего!
— И будете вы платить мне дани многие, — продолжал князь, — у кого овца ярку принесет, овцу на меня отпиши,
а ярку себе оставь; у кого грош случится, тот разломи его начетверо: одну часть мне отдай, другую мне
же, третью опять мне,
а четвертую себе оставь. Когда
же пойду на войну — и вы идите!
А до прочего вам ни до
чего дела нет!
На другой день, проснувшись рано, стали отыскивать"языка". Делали все это серьезно, не моргнув. Привели какого-то еврея и хотели сначала повесить его, но потом вспомнили,
что он совсем не для того требовался, и простили. Еврей, положив руку под стегно, [Стегно́ — бедро.] свидетельствовал,
что надо идти сначала на слободу Навозную,
а потом кружить по полю до тех пор, пока не явится урочище, называемое Дунькиным вра́гом. Оттуда
же, миновав три повёртки, идти куда глаза глядят.
Средние законы имеют в себе то удобство,
что всякий, читая их, говорит: «какая глупость!» —
а между тем всякий
же неудержимо стремится исполнять их.
Не пошли ему впрок ни уроки прошлого, ни упреки собственной совести, явственно предупреждавшей распалившегося старца,
что не ему придется расплачиваться за свои грехи,
а все тем
же ни в
чем не повинным глуповцам.
На третий день сделали привал в слободе Навозной; но тут, наученные опытом, уже потребовали заложников. Затем, переловив обывательских кур, устроили поминки по убиенным. Странно показалось слобожанам это последнее обстоятельство,
что вот человек игру играет,
а в то
же время и кур ловит; но так как Бородавкин секрета своего не разглашал, то подумали,
что так следует"по игре", и успокоились.
Основные начала ее учения были те
же,
что у Парамоши и Яшеньки, то есть,
что работать не следует,
а следует созерцать."
Прямая линия соблазняла его не ради того,
что она в то
же время есть и кратчайшая — ему нечего было делать с краткостью, —
а ради того,
что по ней можно было весь век маршировать и ни до
чего не домаршироваться.
Сначала бичевал я себя с некоторою уклончивостью, но, постепенно разгораясь, позвал под конец денщика и сказал ему: «Хлещи!» И
что же? даже сие оказалось недостаточным, так
что я вынужденным нашелся расковырять себе на невидном месте рану, но и от того не страдал,
а находился в восхищении.
Все дома окрашены светло-серою краской, и хотя в натуре одна сторона улицы всегда обращена на север или восток,
а другая на юг или запад, но даже и это упущено было из вида,
а предполагалось,
что и солнце и луна все стороны освещают одинаково и в одно и то
же время дня и ночи.
— Мнишь ты всех людей добродетельными сделать,
а про то позабыл,
что добродетель не от себя,
а от бога, и от бога
же всякому человеку пристойное место указано.
Впрочем, для нас это вопрос второстепенный; важно
же то,
что глуповцы и во времена Иванова продолжали быть благополучными и
что, следовательно, изъян, которым он обладал, послужил обывателям не во вред,
а на пользу.
Но летописец, очевидно, и в свою очередь, забывает,
что в том-то, собственно, и заключается замысловатость человеческих действий, чтобы сегодня одно здание на"песце"строить,
а завтра, когда оно рухнет, зачинать новое здание на том
же"песце"воздвигать.
— Откуда я? — отвечал он на вопрос жены посланника. —
Что же делать, надо признаться. Из Буфф. Кажется, в сотый раз, и всё с новым удовольствием. Прелесть! Я знаю,
что это стыдно; но в опере я сплю,
а в Буффах до последней минуты досиживаю, и весело. Нынче…
— Да расскажи мне,
что делается в Покровском?
Что, дом всё стоит, и березы, и наша классная?
А Филипп садовник, неужели жив? Как я помню беседку и диван! Да смотри
же, ничего не переменяй в доме, но скорее женись и опять заведи то
же,
что было. Я тогда приеду к тебе, если твоя жена будет хорошая.
― Ну, как
же! Ну, князь Чеченский, известный. Ну, всё равно. Вот он всегда на бильярде играет. Он еще года три тому назад не был в шлюпиках и храбрился. И сам других шлюпиками называл. Только приезжает он раз,
а швейцар наш… ты знаешь, Василий? Ну, этот толстый. Он бонмотист большой. Вот и спрашивает князь Чеченский у него: «ну
что, Василий, кто да кто приехал?
А шлюпики есть?»
А он ему говорит: «вы третий». Да, брат, так-то!
— Оно и лучше, Агафья Михайловна, не прокиснет,
а то у нас лед теперь уж растаял,
а беречь негде, — сказала Кити, тотчас
же поняв намерение мужа и с тем
же чувством обращаясь к старухе. — Зато ваше соленье такое,
что мама говорит, нигде такого не едала, — прибавила она, улыбаясь и поправляя на ней косынку.
— Со мной? — сказала она удивленно, вышла из двери и посмотрела на него. —
Что же это такое? О
чем это? — спросила она садясь. — Ну, давай переговорим, если так нужно.
А лучше бы спать.
Вронский взял письмо и записку брата. Это было то самое,
что он ожидал, — письмо от матери с упреками за то,
что он не приезжал, и записка от брата, в которой говорилось,
что нужно переговорить. Вронский знал,
что это всё о том
же. «
Что им за делo!» подумал Вронский и, смяв письма, сунул их между пуговиц сюртука, чтобы внимательно прочесть дорогой. В сенях избы ему встретились два офицера: один их,
а другой другого полка.
—
А завтра ты будешь судиться:
что же, тебе приятнее было бы, чтобы тебя судили в старой уголовной палате?
—
А, и вы тут, — сказала она, увидав его. — Ну,
что ваша бедная сестра? Вы не смотрите на меня так, — прибавила она. — С тех пор как все набросились на нее, все те, которые хуже ее во сто тысяч раз, я нахожу,
что она сделала прекрасно. Я не могу простить Вронскому,
что он не дал мне знать, когда она была в Петербурге. Я бы поехала к ней и с ней повсюду. Пожалуйста, передайте ей от меня мою любовь. Ну, расскажите
же мне про нее.